Что для вас классическая музыка? Ходите ли вы на её концерты? Вдохновляет ли она вас? Умиротворяет?
В этой статье не будет высоких рассуждений, нет, скорее я просто поделюсь своим собственным восприятием и расскажу несколько историй, напрямую связанных с классической музыкой.
Идея написать о классической музыке родилась после прочтения статьи Музыка, живущая в веках на блоге Людмилы Малюта, где в комментариях я пообещал откликнуться на призыв подхватить эстафету этой темы.
И вот, выполняю обещание. Но я был бы не я, если бы сначала немного не поразглагольствовал на тему вообще...
Итак,
Классическая музыка - общие размышления
А что именно понимать под термином «Классическая музыка»? Знаете ли вы, что точного определения не существует? Даже всезнайка-википедия дает несколько разных толкований.
Первое из них - это музыка, написанная в эпоху классицизма. Что за эпоха такая? Да это просто направление в европейской культуре XVII—XIX вв... И большинство, как мне кажется, склонно за классическую музыку считать музыку именно этого периода.
Но есть и иное определение, которое лично мне видится более правильным. Классическая музыка - это музыка, вышедшая за пределы своего государства и времени. И не важно в какой период она была написана.
Классическая музыка - история первая
Давным давно, в период с 5-го по 8-й класс, я считал, что классическая музыка - это пережиток прошлого. Ну вот не было в те, ушедшие в историю годы, современных музыкальных инструментов, сама жизнь текла по-иному, нравы, моды, восприятия, общее развитие, возможности - отсюда и музыка соответствовавшая своей эпохе.
Сейчас же на смену той, устаревшей музыке, пришла музыка современная, с ритмами электрогитар и синтезаторов, с более понятными мотивами и т.д.
Ну и что, что люди ходят на концерты той, устаревшей музыки. На самом деле они всё-равно ничего не понимают, но это некая тусовка, клуб своеобразный. Как признак принадлежности к некоему избранному обществу. Делают умные рожи и рассуждают на тему классической музыки. Но мы-то знаем...
Потом попал на оперу «Риголетто», уж и не помню, как меня туда заманили. И... моя уверенность в своей правоте несколько пошатнулась... До сих пор помню: «Сердце красавицы склонно к измене и к перемене, как ветер мая. Сердце красавицы склонно к измене, но изменяю им первый я!».
И я стал как-то более терпимо относиться к классике. Появились какие-то вещи, которые мне откровенно нравились.
Большую роль в этом сыграла и наша учительница пения, которая продолжала вести свои уроки и в старших классах, но уже на факультативной основе. И, кстати, посещаемость её уроков была 100%-ной! Мы там не пели, конечно, она ставила нам записи совершенно различной музыки, от классики до современной. Рассказывала о жизни композиторов, истории создания произведений... Это было так интересно! И там, на её уроках, я с удивлением услышал, что битлы - это тоже классика! Сейчас это не вызывает удивления, но в то время «Битлз» у нас в стране считались как бы под запретом... А тут такое... Задумаешься...
Но все-равно была своя градация, своё понимание и восприятие. Пожалуй это сохранилось до сих пор.
Моё любимое произведение
Сейчас мне нравятся многие произведения классической музыки. Ну вот взять хотя бы вот это:
Тарам-тарам-тарам-пам-пам, парам-парам-парам-пам-пам...
Вы конечно же узнали - это Иоганн Штраус, Сказки венского леса...
Ну, а если кроме шуток, то полюбившихся мне произведений классической музыки действительно много и я не буду их все перечислять. Покажу лишь одно, которое люблю больше всего. Оно как то по-особому сливается с моей душой и звучит в ней, переливаясь волшебством некоего таинства.
Вообще, такую музыку надо слушать в полной тишине, желательно уединённо, в полумраке либо вообще без света, отрешившись от всего вокруг. И мне бы очень хотелось, чтобы вы послушали моё любимое произведение именно так.
Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2 (что означают цифры после слова «минор» я понятия не имею). Но это Лунная соната.
Классическая музыка - история вторая
Есть дети, которых чуть ли не силком заставляют учиться играть на пианино. А я, почему-то, с малых лет просил себе пианино и очень хотел научиться на нём играть. Но мои родители не натянулись на такой инструмент для меня, возможно из-за частых переездов в разные города - отец был военным. Да и вещей-то у нас было - собрали чемодан и готово. В конце-концов, купили мне гитару. Ну... что есть, тем и доволен.
Тем не менее, всегда завидовал тем, кто с лёгкостью, что называется, садится за рояль, снимая с клавишей вуаль...
Шли годы. Я уже стал офицером, командовал ротой... И вот чисто для себя заходил в клуб, когда там никого не было, и на пианино, которое стояло на сцене, на слух подобрал все аккорды, которые знал на гитаре. И даже мог какие-то простые песенки себе таким вот способом аккомпанировать. Левая рука - басовые клавиши, правая - сам аккорд. Но ведь хотелось играть какую-то настоящую музыку.
И вот как-то раз, ночью, будучи дежурным по части, я проверял казармы и, проходя мимо клуба, услышал музыку. Ну что за разгильдяй после отбоя так оборзел! Захожу, прислушался, а солдат играет моё любимое произведение. Да, да - Людвиг ван Бетховен, Соната для фортепиано № 14 до-диез минор. Лунная соната!
Как оказалось, он до армии занимался игрой на пианино, а сейчас, чтобы не забыть, ночью, нарушая распорядок дня, разбирал по нотам это произведение. Я не стал его ни наказывать, ни просто прогонять, как должен был-бы поступить дежурный по части... Посидел, послушал, как он играет и... попросил меня научить.
Нот я не знал и обучение происходило так: он сыграет какую-то часть, потом я её повторяю. Схватывал быстро. А поскольку в тот период дежурным по части приходилось заступать практически через день, то репетиции мои с солдатом-музыкантом были далеко не эпизодическими...
И через какое-то время я уже спокойно играл Лунную сонату! Не верите? Я и сам теперь не верю, тем более, что сейчас и собачий вальс наверно не сыграю. Но ведь это было! Правда тогда я и предположить не мог, что знал и играл только первую часть лунной сонаты...
М-да... Вот такая история...
История третья - Лунная соната
О том, что Лунная соната состоит из трёх частей я узнал уже гораздо позже... Но, обо всём по порядку.
Сонату для фортепиано No14 до-диез минор, Бетховен написал в 1800-1801 годах. Она была посвящена Джульетте Гвиччарди, в которую маэстро был влюблен.
Надо сказать, что композитор уже ощущал ухудшение слуха, но был все также популярен и продолжал давать уроки в аристократических кругах. 17-летняя графиня Джульетта Гвиччарди и Бетховен познакомились в конце 1800 года. Бетховен учил ее музыкальному искусству и не брал денег за это. В благодарность девушка расшивала ему рубашки. Казалось, что чувства их взаимны и Бетховен мечтал о женитьбе. Однако его планам не суждено было сбыться: юная графиня предпочла ему более знатного человека. Потеря любимой женщины, усиливающаяся глухота, рухнувшие творческие планы – все это навалилось на несчастного Бетховена. И соната, которую композитор начинал писать в атмосфере окрыляющего счастья и трепетной надежды, завершилась гневом и яростью.
Первая часть – лирическая, но лирика эта не светлая, а слегка подернута скорбью. Размышления композитора о своих несбывшихся чувствах? Может быть... Слушая, погружаешься в прекрасные мечты и несбывшиеся надежды...
Вторая часть
Вторая часть достаточно небольшая и построена на легких интонациях. Словно композитор хотел рассказать о тех переменах, которые произошли в его жизни благодаря знакомству с прекрасной девушкой. В этот период настоящей влюбленности, искренней и светлой, Бетховен был счастлив.
Но счастье это длилось совсем не долго и вторая часть сонаты - небольшая передышка, усиливающая эффект финала, ворвавшегося со всей своей бурей чувств.
Финал
Третья часть - финал. Это взрыв гнева, затмевающий собой все другие эмоции и чувства. В стремительном, страстном порыве проносятся грозные, жалобные, взволнованные интонации. Весь спектр эмоций человеческой души, испытавшей такое тяжелое потрясение. Слушая, понимаешь что это самая настоящая драма.
Грустная история несбывшейся любви. Как же не справедливо, что именно такие истории дарят миру величайшие произведения!
Лунная соната - интерпретации
Многие музыкальные критики характеризуют сонату, как «одну из вдохновеннейших», обладающую «самой редкой и самой прекрасной из привилегий – нравиться посвященным и профанам». Не удивительно, что за все время ее существования появилось очень много интерпретаций и необычных исполнений.
Хочу предложить вам для сравнения исполнение на инструменте, который сегодня является лидером по воплощению эмоционально тяжелой, переполненной эмоциями и кипящей страстями музыки – электрогитаре.
На мой взгляд и по моим ощущениям эмоции здесь действительно выражены гораздо ярче:
Как вам это исполнение третьей части Лунной сонаты?
Вот и всё, что я хотел рассказать сегодня о классической музыке...
Александр, здравствуй! Очень хорошо написал, душевно.
Меня тоже к клавишным всегда тянуло. В детстве, может, и отдали бы учиться – да не прошел прослушивание, признаков музыкального слуха не обнаружили ) После, уже будучи студентом, пытался обучаться вопреки диагнозу, раз или два в неделю выезжал на другой конец города в музыкальную школу к знакомой учительнице, которая решила, что я не безнадежен. В этот период за недорого приобрел синтезатор советского производства, чтобы было на чем дома заниматься. Это был лучший вариант для студента, который мотался по общежитиям и съемным комнатам. Помню, что первое серьезное произведение, которое разучивали – Хабанеру из "Кармен" Бизе. Люблю это произведение до сих пор. К сожалению, тогда мои занятия не были долгими – учительница переехала в другой город, да и мне стало не до музыки на какой-то период.
Позже пытался уже самостоятельно освоить премудрости игры на клавишных – по самоучителям, уже на "Ямахе", которая теперь пылится под кроватью. Получается, тоже безуспешно.
Третья часть "Лунной сонаты" мне хорошо знакома и тоже нравится, чего не могу сказать о первых двух частях. У меня в скачанных с ютуба файлах в папке с видео есть интерпретация на электрогитаре, отсюда: _https://www.youtube.com/watch?v=o6rBK0BqL2w
Константин, здравствуй! Спасибо.
А я тоже ходил на уроки игры на гитаре… Но после нескольких начальных уроков мы переехали к новому месту службы отца и на этом всё закончилось…
Из всей Лунной сонаты, мне больше нравится первая и третья части…
Мы наверно все, в большинстве своём, проходили подобные этапы приобщения к классической музыке. И думаю, неважно, научились ли мы играть сами, или нет. Важно то, что мы научились понимать классическую музыку и ценить её.
У меня своя история знакомства и любви к классической музыке. В детстве очень хотела научиться играть хоть на чем-либо, да жили мы очень скромно, поэтому возможности не было. Но я очень хорошо пела, часто выступала на концертах. После 8 класса поехала поступать в муз. педучилище, решила стать воспитательницей в дет. саду. Но меня там прослушали и посоветовали поступить на музыкальное отделение.
И представьте, я поступила, совершенно не умея играть и не зная нот (пела хорошо, все заслушались). Как училась – отдельный разговор, было очень трудно, если честно. В первый день, на уроке по дирижированию, мне было задано на дом выучить и сыграть отрывок из какого-то произведения . Препод показал где расположены ноты и сказал, что выгонит, если не сыграю.
С тех пор люблю классику всей душой, слушаю, правда, играть как следует не научилась. Так, любительски. Но на 3 инструментах , включая саксофон.
Привет, Гал!
Ну всё прям как у меня. И кстати, как я полагал, тоже красиво пел. Но когда меня услышала мама, она спросила что это я ору всё на одной ноте? Какой удар!
А саксофон я тоже очень люблю… А какие ещё два инструмента?
Пианино и аккордеон, Саш. Правда сейчас из исполнителей я давно перешла в ряды слушателей, да и не пою уже. Из классики я люблю все оперы Бородина и знаю наизусть.
Круто, Галина, супер! Я наизусть оперы, конечно не знаю. зато люблю некоторые оперетты, например: "Летучая мышь" – каждый раз смотрю с удовольствием. Именно фильм с участием братьев Соломиных…
С первого контакта с Вами, Александр я почувствовал человека мыслящего. Но что Вы обратились к музыкальной теме для меня неожиданность. И не потому что … А потому что никак не думал … не ожидал. Мыслящий в моем понимании, значит. гармоничный и всесторонний … Тем не менее … неожиданно!
Полностью разделяю все Ваши "эмоции" и оценки.
Поскольку я "из лесу вышел, … ", постольку я приобщился к квасике только после 20 лет. К счастью рядом консерватория, а напротив – Русский музей и пр.
Я хотел освоить всю культуру …… "Сопереживал" …
А нынче считаю так: С деградацией христианства в Европе, деградировала и вся культура (философия и пр. а также музыка). Бах, Бетховен – вершины. А затем – спуск.
Чтобы не обижать никого, не буду продолжать свои "сельские" размышления.
PS: Александр, вы меня осчастливили! Есть не только женщины в русских селеньях, но и настоящие мужики!
Спасибо, Юзеф! Приятно слышать от Вас столь лестное мнение… Честно говоря, я даже не знаю как на это правильно реагировать…
По сути-то, я ведь тоже, как Вы говорите, "Из лесу вышел", другой вопрос, как я туда попал… Но это уже отдельная история…
И у меня тоже было большое желание приобщиться к культуре… Музеи, картинные галереи, театры, книги, наконец… Всё это меня затягивало… Но по итогу, многое знаю лишь поверхностно. А ещё больше не знаю вообще.
Согласен, Европа давно уже деградировала во всех отношениях. Правда о причинах этого процесса, я как-то не задумывался… Просто, как факт.
Когда-то была Эпоха Возрождения, а сейчас даже термин затрудняюсь подобрать…
Спасибо Вам, Юзеф…
Да, Александр, здорово у Вас написано про идеально классическую музыку и чувства вокруг неё.
А у меня аж дрожь по телу, когда слышу ABBA, ..и снится нам не рокот космодрома …, Бони Эм, и т п – это не просто припадаешь к душой к великому, а переживаешь то время надежд и перемен, максимального напряжения и достижений.
Для меня это больше любой классики. Так не может быть лучше классической русской парной с веником под 130 С и эвкалиптом, никакая финская и прочие бани.
Андрей, в моём восприятии – это тоже классика, к которой я не равнодушен.
Присоединяюсь!
Классно Андрей написал, у меня в ответ тоже дрожь пошла А еще рок, тот, наш, советский, которого в провинции было очень мало. И записи добывали с большим трудом. Я и дочь воспитала почитательницей.
Про баньку я ваще молчу – страсть с детства.
Эх… Было время… Хорошее было время! И песни были со смыслом, и мелодии запоминались на раз…
Саша, привет. Спасибо, что сдержал слово и поддержал мою эстафету и вот так смог красиво передать своё восприятие. Мне приятно….
Тронули комменты, вот надо ж… как мы все с одной стороны далеки от великой музыки, с другой – она в нас… Лунная и моя любимая 🙂 и тоже не знала, что в 3-х частях и именно третья часть мне вообще не зашла, не моё 🙂 особенно в подобной интерпретации. Не буду высказывать своё "фи", но считаю это неким издевательством над произведением )). Гитара способна выдавать достойные звуки, но чтоб на ней Бетховена исполнять… это как в коровник бриллианты на себя надеть :))) ИМХО! :))) Помидоры в меня не кидайте 🙂 хотя кидайте, я их люблю. :))) Понимаю у каждого свой мир звуков…. Вообще лучше всего либо фортепианное исполнение, либо оркестровое.
И удивительная история написания сонаты, вот надо ж…
Чтобы ценить, любить музыку – нужно её просто слушать и слышать. Время сейчас такое, что на ходу всё делаем… отсюда и так. А пойти в зал и там предаться звукам – да лучше на диване или за компом.
Спасибо, тебе ещё раз и вот давай вводи в традицию подобные посты, вон как люди прониклись…
Привет, Люда! Неужели ты сомневалась в том, что я сдержу обещание? А как бы я потом смотрел в глаза твоего аватара?
Ты знаешь, для меня тоже совсем неожиданно вот такое тёплое отношение к статье. Это наверно говорит о том, что люди написали высокодуховные, неравнодушные, ценящие и понимающие прекрасное. Даже если и вкусы разные. Я благодарен всем за такую душевную теплоту.
Люд, это на любителя, тут не может быть повода для споров. Конечно же оригинальное звучание – это основа. Особенно в исполнении самого Бетховена…
Причём слушать сердцем и Душой…
И ты права, на концерты в зал? Да я за компом послушаю… Есть такое. С другой стороны ты права и в том, что сама жизнь так у нас устроена. Хорошо, хоть вообще классику слушаем. Но вот я, например, люблю это делать в одиночестве, когда рядом никого нет. Тем не менее, если представится возможность, схожу на концерт.
Насчёт подобных постов – не уверен. Это же как-то спонтанно, на чувствах и эмоциях. Я когда читал твою статью, у меня как раз и всплыли все мысли и ощущения, которые я тут постарался выразить.
Спасибо тебе!
Красиво, Саша, написал, особенно, историю создания Лунной сонаты – не знала о ней. Я часто включаю Баха – его музыка мне близка в разных интерпретациях. Имею некоторое собрание релакса на основе произведений Баха.
Спасибо за просвещение!
Спасибо, Галина! Историю создания Лунной сонаты я и сам узнал не так давно, если честно. Теперь мы все её знаем…
Мне нравятся разные произведения классической музыки, какие-то я знаю – композитор, название, есть среди них и Бах… Какие-то не знаю вообще, но слушаю с удовольствием – в основном это происходит, когда в машине включаю Радио-Классика…
Классическая музыка, как по мне, сильно влияет на душевный настрой. Очищает, заставляет что-то переосмыслить, смывает какой-то энергетический мусор… Она разная…
Спасибо, Александр. Удивительная статья…я тоже не знала историю создания "Лунной сонаты", нам на муз.литературе об этом не рассказывали…
Спасибо Вам, Лидия. У меня вообще сложилось такое ощущение, что всё великое создаётся на фоне каких-то трагических событий.
Не вся классическая ( так называемая… ) музыка одинакова, как и её создатели (композиторы … ) да и у одного человека (композитора ) бывают разные периоды жизни и настроения … Я выростал в основном на Высоцком и разного рода тогдашней советской попсе … типа … "На дальней станции сойду" … или – "Ты всю ночь не спишь, а в окна твои ломится, ветер северный,умеренный,до сильного … " или – "В свой вагон вошла она… улыбнулась из окна…" и так далее…. "Яростный строй-отряд" и "Веселей ребята, выпало нам,строить путь железный, а короче: Б А М … " и потому просто физически я не мог приобщиться к классической музыке просто как говорится, в силу обьективных причин… Ну и родители мои были простого рабоче-крестьянского происхождения, и соответственно для них тоже этой самой классики не существовало как таковой … Скажем мать любили Зыкину, Анну Герман и "Севастопольский вальс" … это если так можно сказать =совковая классика= образно выражаясь … Но … талант пробьётся! И классическая музыка тоже… Услышал как-то Вивальди в обработке, какой-то итальянец обработал гениально … без электричества вроде бы, или так что не поймёшь что это там за синтезаторы подигрывают … И очень мне это понравилось, до сих пор ищу в Сети эти обработки,пока найти не могу … Классика нравится тем что без грохота.без кича,без уродов типа мэнсонов мэнофф всяких и оззи осборнофф… их тоже популяризировали – внедряли в сознание и свои прихильники тоже у них находились конечно … Но классику слушаю не часто, под особенное настроение … Её и сейчас передают не часто по радио (хоть и бывает ) – из чего можно сделать определённые выводы … зато всякий рэп и западные писнюшки,те звучат чуть ли не круглосуточно и без перерывов … Это своеобразный диагноз нашему времени и атмосфере духовной … И задумаешься тут: может не зря Тальков пел в одной своей песне = Этот мир, с ума сошёл != Но … таковы условия нашего здесь развития … мы должны преодолевать всякую наносную шелуху и пену ….
Скорее уж нашей деградации…
Тогдашнюю советскую попсу, как Вы её назвали, я и сейчас слушаю с удовольствием. Хотя вряд-ли это можно назвать классикой, поскольку, пережив своё время, за рамки страны она так и не вышла. Ну… Это если брать чистое определение классики, о котором я говорил в статье.
Я тоже далеко не всю классику воспринимаю. Чаще – это просто бессмысленный набор звуков, как говорится – ни уму, ни сердцу. Какофония какая-то. Но есть много классических вещей, которые лично меня по-настоящему трогают и волнуют, западая в душу, сильно влияя на эмоциональный настрой.
И я всегда говорю, что нот всего семь. Но один напишет бессмертное творение, а другой такое, что слушать невозможно. Согласен с Вами, что даже у одного и того же композитора есть вещи, которые нравятся, но есть, которые никак не трогают. Наверное тут ещё зависит и от нашего собственного настроя.
Я не любитель классической музыки, но бывает такое настроение, что услышишь какое-нибудь произведение и не можешь оторваться.
Иногда случайно натыкаешься на какую-то классику и оторваться невозможно…
Классику любят многие. А есть люди, которые ее вообще не воспринимают.
Люди разные бывают… Есть и такие, которые книг вообще не читают… Думаю, что-то не додали им в детстве…
Александр, спасибо за прекрасную и даже познавательную, в некотором роде, статью. Про 3 часть Лунной сонаты, тоже не знала, хотя музыку эту слышала не раз и она мне тоже очень нравится. Хотя классическую музыку очень люблю, слушаю ее, когда хочется просто от всего отвлечься, расслабиться, успокоиться.
Мне больше понравилось вот это определение про классическую музыку:
Классическая музыка – это музыка, вышедшая за пределы своего государства и времени. И не важно в какой период она была написана.
Я с детства мечтала научиться играть на фортепиано. Моя подруга училась в музыкальной школе, но у моих родителей не было такой возможности. Но я все-таки у нее научилась играть некоторые простые песенки, вроде Собачьего вальса, песенку шофера и пр. Позже, я своих дочек отдала учиться в музыкальную школу, одна училась по классу фортепиано, а другая – по классу скрипки. Купили даже инструмент для них. Как же мне нравилось, когда они в 4 руки играли на пианино. Я просто балдела от этого. И все думала, что я тоже буду учиться играть на инструменте. Но домашние дела, работа не оставляли для этого времени. И я все думала, что позже я все-таки научусь играть на пианино.
Но настали "трудные" времена, перестройка, дети уехали учиться, инструмент пришлось продать (зарплату не давали по полгода, а детей надо было учить). Так моей мечте не удалось сбыться. Видимо не дано было… Но я все равно люблю слушать именно классическую музыку. Я не понимаю тех людей, которые не любят Моцарта, Баха, Штрауса, Свиридова, Чайковского… Просто не понимаю, как не любить такую музыку… Хотя я тоже балдею, когда слушаю Аббу, Битлз, Модерн Токинг, Бони М.
Таисия, мы наверное все одинаково проходили этот путь. Трудные времена… Да уж…
И как странно получается, многие из тех у кого есть возможность учиться играть на пианино, скрипке… Не хотят. А многие из тех, кто хочет, просто не имеют такой возможности. Не справедливо…
Но мне думается, что мы не обделены главным – мы умеем ценить прекрасное, понимаем его! А ведь и это дано не всем…
В некоторых Европейских странах, классическую музыку ставят в фермах, где находятся буренки. Буренкам больше по душе композиции Моцарта. Удои молока увеличиваются в двое
Да, Ирина, Вы правы. Есть такое… Читал о таком способе повышения надоев уже давно. Выходит, всё-же музыка оказывает на нас влияние на подсознательном уровне…
Восприятие некоторой музыки требует особенной квалификации – либо для человека, не знакомого с определенными идеями и не имеющего определенного багажа музыкальных и общекультурных знаний, такая музыка будет совершенно закрытой вещью-самой-по-себе, либо её восприятие будет чрезвычайно поверхностным и обедненным.
Сложно сказать… А разве музыка не может просто нравиться и доставлять наслаждение воздействуя на подсознание?
Вон, как выше писала Ирина, даже бурёнки под Моцарта больше молока дают…
Хотя, с другой стороны, чем обширнее и глубже у человека культурный багаж, тем более чувствительным он становится к музыке и не только…
Могу сказать немного не в тему… но все таки… не слушая и не любя классическую музыку невозможно создавать собственные произведения наполненные душой! Я сам лично пишу, и каждый трек как бомба… а вот пару моиз знакомых терпеть не могу классику и у них каждая мелодия сухая
Согласен, как можно создать собственное, не познав иного, тем более классики? Это всё-равно, что начать писать свою книгу, не прочитав ни одной вообще…
Само восприятие классической музыки может быть различным, нравится или нет, но равнодушным вряд-ли оставит.
Знаю, что есть люди, которые гордятся, что не понимают чувства юмора…
Александр, что-то не смог к Вам зайти, браузер ругается на какие-то бесконечные перенаправления…
Я люблю классику, но не всю. Мне, например, очень нравится слушать Вагнера. Более современные композиции.
Анна, я тоже не всю классику люблю, более того, многие вещи просто не понимаю и не воспринимаю. Но есть произведения, которые, если можно так сказать, просто ложатся в душу…