Фрегат «Аврора»

Фрегат «Аврора»

Фрегат «Аврора» не является символом эпохи, как его легендарный потомок крейсер «Аврора». Но как же редко потомки могут достичь славы своих предков!

Пара слов о крейсере

Нет, ничуть не умаляю значение крейсера, но давайте посмотрим на его именно боевое прошлое, ведь настоящая слава зарождается в бою.

Из значимых событий можно назвать участие в Цусимском сражении. Мужество, отвага, верность долгу там проявились в полной мере. Получив большие повреждения крейсер боролся до последней возможности. В Цусимском сражении «Аврора» выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов. Кстати на крейсере были установлены как раз те самые пушки Канэ, о которых я писал с статье про оборону крепости Осовец. К сожалению, я нигде не нашёл информации о том, какой-же урон крейсер нанёс своим огнём противнику. Впрочем, исход сражения нам известен...

Но не это боевое дело сделало крейсер легендарным. В октябре 1917 года был сделан холостой выстрел по Зимнему дворцу. Вот тот самый повод для легенды. Символ эпохи и её же памятник.

Некий скептицизм в этих строках, конечно-же, присутствует, но тем не менее это не помешало мне в своё время с благоговением подняться на палубу крейсера «Аврора», с трепетом прикоснуться к орудию, правда уже не к «тому самому», спуститься на нижнюю палубу, заглянуть куда только можно было и даже испить чаю в кают-компании...

Ну и напоследок стоит отметить, что если кто-то думает, что крейсер получил своё имя в честь богини утренней зари, то он заблуждается. Имя «Аврора» крейсер получил по старой морской традиции в честь своего героического предшественника - парусного фрегата «Аврора».

Вот об этом фрегате я и хочу рассказать.

Фрегат «Аврора»

В своём коротком рассказе я коснусь лишь нескольких ярких эпизодов из жизни фрегата, масса технических и иных подробностей будут опущены. Желающие могут самостоятельно ознакомиться с ними, например в википедии...

Парусный фрегат «Аврора» был заложен 23 ноября 1833 года на Охтенской верфи.

Насчёт имени «Аврора» тоже не всё так однозначно. С одной стороны, по тогдашней моде, фрегат получил своё имя в честь римской богини утренней зари Авроры. Но с другой -  император Николай I, выбирая имя из представленного на утверждение списка вариантов, повелел назвать новый корабль «в честь одной из самых красивых женщин Петербурга» — Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной, фрейлины императрицы Александры Фёдоровны.

Фрегат «Аврора»
Аврора Карловна Демидова-Карамзина (урожденная баронесса Шернваль фон Валлен)

 

И мне почему-то кажется, что эти две версии нисколько не противоречат друг другу, а напротив, сливаются в одну...

Первое кругосветное плавание

21 августа 1853 года фрегат «Аврора», под командованием капитан-лейтенанта Ивана Николаевича Изыльметьева, вышел из Кронштадта на Дальний Восток по маршруту Копенгаген — Христианзанд — Портсмут — Рио-де-Жанейро — м. Горн — Кальяо — Бухта Де-Кастри для усиления эскадры вице-адмирала Е. В. Путятина.

Фрегат «Аврора»
Мыс Горн, кладбище кораблей

Нелёгким было это плаванье - мели, шторма, серьёзные повреждения - всё было. Но особенно тяжело дался переход вокруг мыса Горн, прозванного моряками кладбищем кораблей. Почти двадцать дней встречные штормовые ветры препятствовали выходу в Тихий океан. Несколько человек тяжело заболели цингой (8 матросов умерли, 35 тяжело болели), фрегат нуждался в срочном ремонте: в очередной раз потекли палубные пазы, ослабел такелаж, на исходе были вода и провизия. Но когда казалось, что уже нет никакой надежды пройти мыс Горн, подул попутный ветер и фрегат, поставив все паруса, миновал это кладбище кораблей, а на двадцатый день вошёл в перуанский порт Кальяо.

Однако передышки не получилось. В Кальяо «Аврора» была блокирована английскими (под флагом контр-адмирала Дэвида Прайса) и французскими (под флагом контр-адмирала Фебрие де Пуанта) кораблями - всего 4 фрегата и бриг. Англичане и французы, зная о скором начале войны с Россией, рассчитывали с лёгкостью захватить такой лакомый приз. «Аврора» оказалась в ловушке. Из неё нужно было вырваться. Капитан-лейтенант Изыльметьев и оба адмирала обменялись обычными в мирное время визитами вежливости...

Русская смекалка
Фрегат «Аврора»
Иван Николаевич Изыльметьев

Изыльметьев, тоже зная о скором начале войны, ускорил подготовку «Авроры» к переходу в российские моря, хотя внешне казалось что корабельные работы шли по обычному распорядку и русский фрегат, судя по всему, не торопился уходить.

Но это была только видимость. Выручила русская смекалка. В ночь на 14 апреля 1854 года, в сильный туман, с «Авроры» были спущены на воду семь десятивёсельных шлюпок. В полной тишине был выбран якорь, на шлюпки поданы буксиры, и, чтобы не ставить парусов и не разворачивать корабль носом, на тросах и с помощью вёсел отбуксировали фрегат в открытое море. Вскоре туман скрыл дозорное английское судно. «Аврора» подняла паруса и исчезла в океане прежде, чем неприятель сообразил, что произошло и смог послать за ней погоню. А через неделю пришло официальное известие, датированное 28 марта(!), о том, что уже объявлена война России.

Фрегат «Аврора»Последний переход был очень тяжелым. Как только «Аврора» вышла из тропиков, она попала в полосу жестоких ветров с непрерывными шквалами и фрегат часто черпал бортами. Во время плавания на «Авроре» было много заболеваний. Первые признаки цинги появились ещё в Рио-де-Жанейро, у мыса Горн появилась дизентерия. На переходе из Кальяо в Петропавловск умерло 13 человек. Заболел и сам Изыльметьев и 12 июля 1854 года сдал командование фрегатом старшему офицеру, капитан-лейтенанту Михаилу Петровичу Тиролю. По приходе в Петропавловск с фрегата было свезено на берег и отправлено на лечение на горячие ключи в деревню Паратунку 196 человек. На фрегате практически не было ни одного здорового человека. При этом специальное обследование показало, что «гигиенические условия, как оказалось, были на фрегате соблюдены вполне».

Переход из Кронштадта в Петропавловск «Аврора» совершила за 198 дней плавания под парусами. Самый длительный переход, из Кальяо в Петропавловск протяженностью в 9000 миль без захода в порты, был совершен в рекордно короткий срок — 66 дней.

Оборона Петропавловска

Началась, так называемая, Крымская война, но боевые действия велись не только в Крыму и героизм проявлялся не только при обороне Севастополя...

Фрегат «Аврора»
Василий Степанович Завойко

Василий Степанович Завойко, который не так давно занял пост губернатора Камчатки, незамедлительно выступил перед народом. В своем обращении он взывал собрать всю волю в кулак и биться с врагом до последнего вздоха, не щадя своей жизни. Он утверждал, что искренне убежден в победе великого русского народа. Что не дрогнут наши доблестные воины, увидев численность вражеских войск и орудий. 

«Я знаю, что мы окажем достойное сопротивление врагу, который получит возможность удостовериться в этом и ощутить всю нашу военную мощь в полной мере. Флаг Петропавловска обязательно станет свидетелем героизма, чести и совершенных доблестными русскими воинами подвигов» - закончил он свою речь...

Несмотря на тяжёлое положение, сложившееся на фрегате, команда сразу же включилась в подготовку Петропавловского порта к обороне. Орудия правого борта были сняты и переданы на береговые батареи, что позволило небольшому гарнизону порта создать артиллерийскую систему обороны.

Фрегат «Аврора» Часть экипажа была переведена на берег в качестве резерва гарнизона, чтобы отразить высадку неприятельского десанта. Фрегат «Аврора» и военный транспорт «Двина» были поставлены на якоря в глубине бухты за косой Кошка левыми бортами к выходу из гавани... И вовремя!

Утром 17 августа у входа в Авачинскую губу появилась неприятельская эскадра в составе 2 английских фрегатов и пароходофрегата, французских фрегата, корвета и брига (всего 236 орудий) с 2,5-тысячным экипажем и десантом под командованием английского контр-адмирала Девида Прайса и французского контр-адмирала Феврие де Пуанта. Попытки английского 6-пушечного парохода «Вираго» провести разведку в гавани были отражены метким огнём «Авроры», «Двины» и батареи № 2.

Первый штурм

Через сутки противник высадил 600 человек десанта. Защитники держались почти восемь часов, и десант с наступлением сумерек вернулся на суда. Нервное напряжение этого боя было так высоко, что контр-адмирал Прайс, после отступления своих солдат, застрелился. Звучит весьма странно, но по свидетельствам соратников, адмирал был весьма расстроен, когда понял, что город неплохо укреплён и вполне готов к обороне. Надо сказать, что генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв не поверил в версию о самоубийстве – «Завойко напрасно поверил рассказу пленного, что адмирал Прайс будто бы сам застрелился. Неслыханное дело, чтоб начальник застрелился в самом начале сражения, которое надеялся выиграть; не мог адмирал Прайс застрелиться и невзначай своим пистолетом, для какой надобности он брал его в руки, находясь на фрегате за милю от нашей батареи...».

Второй штурм

20 августа, после мощного артиллерийского обстрела, противник предпринял вторую попытку и высадил ещё 600 человек десанта. Однако, видимо первый урок был достаточно ярок - пробыв на берегу всего несколько минут и завидев отряд защитников Петропавловска (130 человек), шедший в контратаку, даже не вступив в боевое соприкосновение, десант бежал обратно на суда эскадры.

Третий штурм

24 августа, после мощного артиллерийского обстрела русских береговых батарей и кораблей, контр-адмирал Де Пуант высадил около 950 человек десанта. Вскоре союзникам удалось захватить на берегу несколько важных высот, в том числе сопку Никольскую. Отсюда они начали обстреливать из ружей «Аврору» и батарею на перешейке.

Фрегат «Аврора»В критический момент сражения с фрегата «Аврора» высадились 3 десантные команды. Кульминацией сражения стал штыковой бой 350 русских стрелков и моряков с “Авроры” и “Двины” с почти втрое превосходящими силами десанта. В коротком, но жестоком бою враг был сброшен с Никольской сопки в море. К полудню сражение закончилось полным поражением соединенной эскадры. Среди захваченных трофеев были знамя полка английской морской пехоты, оружие и кандалы, предназначавшиеся для пленных. Потери противника составили около 400 человек, в том числе 273 убитых, среди которых оказался начальник десанта капитан Паркер.

Рано утром 27 августа 1854 года вражеская эскадра ушла в открытое море. 

Второе кругосветное плавание

Фрегат «Аврора»После ухода из Петропавловска фрегат «Аврора» находился в устье Амура до заключения мира. Получив предписание вернуться на Балтику, фрегат под командованием М. П. Тироля вышел из устья Амура, взяв курс на Тихий океан. 9 октября 1856 от м. Лазарева вышел в Россию по маршруту зал. Де-Кастри — Корейский пролив — Гонконг — Сингапур — Зондский пролив — мыс Доброй Надежды — остров Св. Елены — Шербур — Копенгаген — Кронштадт. Переход с Дальнего Востока был не менее трудным, чем путь туда, во время штормов в Японском море, Индийском и Атлантическом океанах крен достигал более 40°.

Но самым примечательным этого похода было то, что фрегат «Аврора» - последней из русских военных парусников совершивших в середине XIX столетия кругосветное плавание.

А в общей сложности кругосветный переход «Авроры», закончившийся в Кронштадте 1 июня 1857 года, длился три года девять месяцев и 21 день.

Заключение

8 апреля 1861 фрегат «Аврора» был исключён из списков судов Балтийского флота и продан на слом, при этом имя фрегата по традиции перешло к крейсеру I ранга, который мы теперь знаем, как крейсер «Аврора».

Вот такая маленькая, но героическая история фрегата, 28 лет честно служившего России.

Огни большого города https://obg.kz

 

Смотрите также

Викинги

Викинги – эпический сериал

Сериал "Викинги" действительно подходит по понятие "Эпический": его сюжет охватывает несколько десятилетий периода Раннего Средневековья, …

Варяги

Кто такие варяги?

Ответ на вопрос «Кто такие варяги» до сих пор не получил однозначной трактовки. И дело …

18 комментариев

  1. Героический предшественник оказался в тени славы крейсера – преемника… вот ведь как бывает!

    Баронесса – вдохновительница действительно божественно красива, судя по фото.

    Александр, спасибо Вам за интересный рассказ в предверии столетия, как раньше говорили « Великой Октябрьской..» 

    • Героический предшественник оказался в тени славы крейсера — преемника… вот ведь как бывает!

      Так бывает очень часто… Но тем интереснее такие моменты находить и рассказывать о них.

      А баронесса, мне кажется, в жизни действительно была очень красива… 

  2. Про фрегат "Аврора" не знала. Спасибо, Александр за просвещение, очень интересно.

  3. Я тоже про фрегат не знала. спасибо за увлекательный рассказ

  4. Спасибо, Александр, за интересный рассказ. Про фрегат не знала, и на его крейсере- тезке не была, но была рядом и будучи школьницей даже фотографировалась около крейсера "Аврора".

  5. Мария Коротина

    Я бы тоже с удовольствием на фрегате побывала, а еще больше хотелось бы пообщаться с людьми того времени. Не знаю повезло мне или нет, но у меня очень хорошая память на мироощущение прошлого. С дочерью едим в автобусе и дочке рассказываю где раньше стоял аппарат с газировкой, какой столбик для рекламы мне нравился, какие фонари у нас в Сормово были, как в автобусе билетики продавали. Много чего помню, чего например мама моя не помнит и даже не вспоминает. А, мне далекое прошлое сказкой казалось, люди добрее были, интереснее. На мой взгляд раньше стремились люди к тому, чтоб быть интересными и культурными. А, сейчас не знаю, каждый сам за себя и сам в себе, а может мне просто так кажется. Спасибо за интересную статью.

    • Я согласен с Вами, Мария – раньше люди были другими. На каком-то этапе произошла подмена ценностей. Человечности стало меньше. Доброты.

      Я бы тоже хотел пообщаться с людьми далёкого прошлого. Но у нас и современное общение зачастую сводится к пересылке смс друг другу… А когда последний раз пели застольные песни уже и не вспомню…

  6. Впечатлил результат конечный результат победного штыкового боя 350 русских против 950 человек десанта.

    Исторические факты об Авроре подтверждают высочайший моральный дух нашего народа.

    • Меня тоже такие моменты впечатляют и воодушевляют. А ведь их немало в нашей истории. Практически во всех статьях по схожей теме, которые я размещал на блоге, такие эпизоды есть! И Баязет, и дело под Иканом, и крепость Осовец (Атака мертвецов)…

  7. Героический фрегат с большой историей. Очень было интересно прочесть о нем.

    Александр, с Наступающим Вас! Побольше приятных открытий в Новом году!

    • Да, чего-чего, а героики у нас хватает… Вся наша история почти сплошная героика. Но это наша гордость и наша ответственность.

      С Наступающим Вас!

      • Валентина

        Александр ,на гражданском захоронении д.Погост – Саблё  Новгородская область есть  одно захоронение. Там захоронен капитан парусного фрегата Аврора Тироль Михаил Петрович.

        Капитан 1 ранга, кругосветный мореплаватель. В 1853—54 гг. капитан-лейтенантом совершил переход из Кронштадта вокруг м. Горн в Петропавловск-Камчатский на фрегате "Аврора" (под командой И. Н Изыльметьева). В Тихом океане принял от больного командира командование над "Авророй". Участвовал при отражении от Петропавловска англо-французской эскадры; произведен в капитаны 2 ранга. В 1855 г. перешел на "Авроре" в бухту Де-Кастри и здесь снова участвовал в отражении неприятельской эскадры. В 1856—57 гг., в чине капитана 1 ранга, командуя "Авророй", совершил плавание из Де-Кастри вокруг м. Доброй Надежды в Кронштадт, завершив кругосветное плавание. 

        Михаил Петрович Тироль умер в 1866.может быть у Вас есть фотография?

        • Валентина, к сожалению, фотографии у меня нет. Более того, прочитав Ваше сообщение, я попытался найти её в Интернет, но не нашёл. Есть только фотографии той могилы – видимо это и есть захоронение, о котором Вы говорите.

          Очень странно, что вообще нет его фото…

  8. Александр Колес

    Замечательная статья! 
    Могу добавить только казаков, принявших на себя помощь другим. Обеспечившим полное обеспечение от удара с тыла диверсантов. (там не считают, не прошли и ладно). 
      У НАС ХОДИТ ВЕРСИЯ, ЧТО ПРАЙСА СВОИ ПРИСТРЕЛИЛИ. 
      Упёртый был. А, другим жить хотелось. 
    Есть косвенно доказательство,… 

    • Спасибо, Александр!

      Могу добавить только казаков, принявших на себя помощь другим

      Вы правы, и вообще, говоря предметно об обороне Петропавловска, нужно было бы отметить не только подразделения морского десанта и казаков – там все герои, в том числе и гарнизон, и гражданское население, и охотники… Просто я писал статью с точки зрения участия в этом фрегата Аврора и его экипажа, поскольку статьи, в общем-то, о нём…

      У НАС ХОДИТ ВЕРСИЯ, ЧТО ПРАЙСА СВОИ ПРИСТРЕЛИЛИ.
      Упёртый был. А, другим жить хотелось.

      Тем не менее, после смерти Прайса штурм продолжался и даже более жёсткий, чем раньше. Так, что если и “пристрелили”, то скорее по иной причине…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 Ясогласен с политикой конфиденциальности сайта и пользовательским соглашением