Домой / Заметки по истории / Мирослав, князь Дреговичский
Мирослав, князь Дреговичский

Мирослав, князь Дреговичский

Мирослав, князь Дреговичский - книга Эдуарда Скобелева в своеобразной форме воссоздает тысячелетний период истории языческого восточного славянства: от мифов о происхождении славян до трагической смерти в 1015 году великого князя Владимира. Книга насыщена богатейшим опытом истории и непреходящей мудростью народа. 

В своё время мне очень повезло - будучи ещё молодым, я увидел эту книгу в магазине и купил. Книга довольно необычная. Написана условно на старославянском языке, но читается легко.  А старославянский стиль придаёт необыкновенное чувство сопричастности к чему-то настоящему, летописному. Наверное без этого книга бы не была столь увлекательной.

Я не только расскажу об этой книге, но и дам возможность её прочесть - ссылка на электронную версию будет в конце статьи.

Конечно, книга «Мирослав, князь Дреговичский» будет интересна прежде всего тем, кто любит Историю, тем, кто понимает, что без прошлого нет будущего.

Так что определяйтесь - интересна ли она лично Вам.

Мирослав, князь Дреговичский - это не только непреходящая мудрость народа, это не только глубоко осмысленное историческое повествование, но это ещё и интересные гипотезы, основанные на изучении огромного количества материалов, сопоставлении зачастую отрывочных сведений, дошедших до нас из той далёкой эпохи.

Я очень часто перечитываю эту книгу, пожалуй чаще, чем любые другие, и каждый раз открываю что-то новое для себя.  Приведу несколько выдержек из книги:

Мирослав, князь Дреговичский - выдержки

Читать надо вдумчиво, останавливаясь для осмысливания практически каждого предложения.

Спешка здесь совершенно неуместна.

Мирослав, князь Дреговичский
У человеца два глаза — зрети радость и печаль; два уха — внимати похвале и хулению; две ноги — опиратись о твердь и бествердье; две руки — кормитись и питати пищею. Одна же голова: сопрягати сомнение и надежду, мгновение и вечность, просветление и блуждение во тьме, дабы боль и радость стекались, яко события стекаются в жизнь, долгие дни в короткие годы, а плынь свивает ручьи и реки в неоглядное море. Опорою (человеку) и залогом совершенства (его) — пять пальцев, они же пять поколений; помнити, ведая,— долг словени и наипервая заповедь от Начал.
Мирослав, князь Дреговичский
Не ведающий о предках что еще знает? Кто не подражает, идеже сыщет пример и обрящет силу? Кто не памятует, чем укрепит и восполнит потраченную волю, идеже почерпнет восторженные глаголы?

К сожалению, многие сейчас считают что изучение Истории это лишняя трата времени, отвлекающая их от насущных глобальных проблем и созерцания себя в Инстаграмм. Книга Мирослав, князь Дреговичский, конечно-же не для них.

Ещё пара выдержек:

Бывати ли дню без ночи? Бывати ли жаре без холода? Бывати ли слову без сомнения? Бывати ли обладанию без пустоты в руце (обладателя)? Увы, увы, недолог час горлицы, но воркочет приветливо, недолог час цвета макова, но пестрит в поле без скорби. Не станем (и мы) скорбети, дондеже живы; живое — в любование, отжилое — в поучение, а тяготы не в счет, ибо не уклонитись. В слове малом уместится ли мир? Се причина, что не разумеют, соприкасаются желанием, а чистым помыслом редко. В чюжих садах красны яблоки, да злы сторожи. ...

Возьму песок и посею - не растет. Возьму мысль от бозей и осветлю душу светцем негасимым — темны (в ней) углы. (Ничто) не поселяется (там), идеже нет духов прошлого. ...

Коли прежде не страдал, проникнешь ли в страдание? Коли прежде не угадывал совершенного, найдешь ли (ему) верное имя? (Одно) умирает и дает жизнь (другому), и без конца череда. Возникали племены, умножаясь, и пропадали; рассеивались в победителях, и победители исчезали в побежденных. 

Мудрость. Каждая строка - повод для вдумчивости и размышлений. А многие события, описанные в  книге «Мирослав, князь Дреговичский», просто неизвестны большинству читателей. И этим она вызывает ещё бо́льший интерес.

Вот один из сюжетов:

Рече Витард: «Тебя и твоих (людей) отпущу на волю, коли сберешь много войска и поможешь супроть Хуны. Клянись». Бос отрече: «Аз не решаю бранитись или миритись, но совет князей и старейшин». И боялся навлечи беду на Словень, поссорясь с Хуной; бе Хуна сильнее Годи, переломила бы и Годь, и Словени не дала бы покою; или сговорилась бы с годеми: пуще битых обидчиков нет.
И уби Витард старшего сына Боса пред очьми (отца), пронзив мечем сердце. Впроси: «Пойдешь ли теперь со мною? Вот еще твой сын, и знаешь, что ожидает (его)». Отрече Бос: «Теперь же николи». И стал насмехаться Витард: «Сам умрешь и других уведешь во мрак». Отрече Бос: «Отомстят, на то обычай, и неколебим». И полыхнуло небо огнем, и ударил град; испугавшись, воскликнул Витард: «Всех отдаю в жертву богам!» Але вновь загремело небо, отвергнув словы. И повелел Витард разложити большой костер, и сказал Босу: «Пусть ты или кто-либо из твоих мужей войдет в огнь и выйдет, тогда поверю силе ваших бозей». И рванулся меньший сын Боса, безусый отрок, але удержал Святовит. И сам, како был, в цепех, вошел в пламень, вышел же без цепей, без брады и без глаз, черен, яко уголье. И стоял долго, дымясь и тлея, доколе не упал. И содрогнулись, кто видел. И тотчас поворотил Витард из Словеньской земли, в ярости убив Боса и всех полоненных. Оплакали словене смерть Боса и его мужей и сохранили память о Святовите; первый кубок на всякой тризне пьют деревляне доныне за Святовита, ибо вошел в Огнь и Огнем остался. Витард же и вся Годь были сокрушены гневом Перуна: в то роковое лето прекратилось их царство; забрали их землю и жен хуне и кормили собак телами убитых.

Я рекомендую

Мне очень импонируют размышления автора о происхождении Руси и самого названия «Русь», да остальное всё захватывает и увлекает. А главное - книга заставляет думать!

Если книга «Мирослав, князь Дреговичский» заинтересовала, то возьмите её на моей книжной полке...

Огни большого города https://obg.kz

Смотрите также

История

Самая лживая наука

Речь пойдёт об Истории. Почему меня так волнует эта тема? Да просто потому, что только …

Летописи древней Руси

Летописи древней Руси

Летописи древней Руси... Как ни парадоксально, но таких летописей не существует. Якобы не существует. По …

47 комментариев

  1. Спасибо, Александр! Обязательно прочту!

  2. Спасибо, Саша, за прекрасные книги, я очень люблю читать исторические произведения. Правда, мне больше нравиться читать бумажные издания. Держать их в руках, листать странички — это особый ритуал чтения, любимый мною с детства. Электронные книги не заменят этого ощущения (даже не знаю, как выразить их) таинственности, сопричастности, возможно единения.

    Электронные книги не вызывают во мне такого трепета, да и читать мне их сложнее, глаза быстро устают, а с книгой в руках могу до утра просидеть, и не заметить)

    Но эти книги, бесспорно, интересные. Спасибо за них, огромное. Пока я их только пролистала, но выберу время для чтения) вдохновилась.

    • Да, Ирина, я согласен, гораздо комфортнее читать именно бумажный вариант. И в этом плане мне повезло. Обе книги у меня есть. Но тем не менее, множество других книг, которых у меня нет в бумажном варианте, я читаю на электронной книгочиталке… Что поделать? Дух времени, да и книгу заинтересовавшую не всегда можно найти на прилавках.

      А иногда бывает и так, что прочитав электронную книгу, потом покупаешь её уже в классическом варианте.

      да и читать мне их сложнее, глаза быстро устают

      Знакомо. Я эту проблему решаю увеличением шрифта… На электронной книжной полке тоже можно это сделать… Но да, бумажную читать лучше…

  3. Благодарю! Пока просмотрел — прочту. 

  4. Александр, прочитала последний сюжет и как-то не по себе стало, можно сказать жутковато. Не все слова понятны, но суть да, понятна. попробую почитать книгу, заинтересовал. Спасибо!

    • Софья, приветствую! Это наша история и, как бы это ни звучало, такими сюжетами надо гордиться…

      Насчёт непонятности слов… Да, у меня поначалу тоже было такое. Но потом втягиваешься и никаких затруднений. Тем более, что по смыслу всё понятно. Это же наш язык, всё-же… И иногда звучит образнее и точнее, чем современные пассажи…

  5. Да… меня тоже от сюжета с самосожжением ббррр… передернуло… жестоко… но это — наша История с большой буквы, хотела книгу взять с полки, но там надо код отсканировать, не соображу, как это сделать… по идее автоматом сканер должен сработать, в эппсторе скачала, но не срабатывает… или баг разработчика или заморочки ios или я криворучка:))

    • Елена, ничего не понял — какой код сканировать, зачем? Нет там такого. Кликнули по книге — она откроется и читайте… 

      в эппсторе скачала

      При чём тут эппсторе вообще? Хм… На васякий случай зашёл на блог со своего смартфона… Открыл книгу — всё нормально открывается и читается…

      • У Вас смартфон на андроиде наверно, а у меня ios, потому, наверно, так выходит.

        •  а у меня ios

          Понятно. тут я ничего сказать не могу… А с компьютера зайти? 

          • Такой вот комп под управлением ios:) 

            Все равно найду и прочту:)

            Александр, спасибо Вам за Ваш замечательный познавательный блог! Всегда читаю с большим интересом, хотя не всегда отмечаюсь в комментариях. Иной раз летом, когда работы завал, делаю закладку, потом возвращаюсь.

            Еще раз спасибо!

             

      • Хотела скриншот прислать, но не нахожу такую опцию

        • Елена, спасибо Вам за тёплые слова о блоге…

          Раз у Вас компьютер с IOS, то, если я правильно понимаю — у Вас Apple… В таком случае встроенный браузер Сафари должен читать PDF… Можно ещё скачать Эдоб Ридер из эппсторе…

          Может быть проблема возникает из-за того, что на полке лежит листалка… Вот попробуйте безо всяких ухищрений посмотреть вот этот наш фирменный каталог… Там просто PDF… Если нормально читается и книга действительно заинтересовала, то я могу Вам на почту выслать чистый PDF этой книги…

          • Елочки открылись:) и вспомнилось, что новый год не за горами:) у меня ipad, я уже привыкла, что у Apple все все как-то… как бы помягче сказать…:)) ну, вообщем, такая у них политика, а не расстаюсь с их девайсами из-за встроенной безопасности. На ведроиде:) иной раз никакой касперский не поможет:)) а тут, если явно на фишинг не попадать, можно чувствовать себя в относительной безопасности.

            Книга заинтересовала, старославянский придает особый колорит, помогает погружению в эпоху и вообще интересно изучать нашу древнюю историю не только по Карамзину, у которого все сухо, на мой взгляд, только факты и даты, живых людей не видно, они, как идолы, воспринимаются, а хочется эмоций, чувства сопричастности…

        • Я отправил Вам на почту… 

          • Большущее спасибо!

            получила, распаковала, можно читать теперь!

  6. Интересно, Александр. Спасибо за книжную полку, почитаю.

    Александр, вопрос не по теме. Каким образом прикрепляется примечание, в данном случае на имени автора книги. Это какой-то плагин? Очень удобная штука, вроде и текст лишним не засоряется, и читатель может посмотреть при желании, прочесть не знакомую ранее информацию.

  7. Действительно, текст трудный, поэтому соглашусь, что читать надо вдумчиво. Взяла в закладки, буду читать. Спасибо, Александр.

    • Вот так глядишь, и подсажу своих читателей на историческую литературу… cheeky

      • А мне нравятся историческая литература и фильмы тоже. Вот только мало времени для их чтения и просмотра…

        • На мой взгляд, нормальных исторических фильмов практически нет. Не умеют наши режиссёры снимать свою же историю. Или не хотят. Или бюджета не хватает…

          Например, замечательная книга "Русь изначальная". Зачитывался. А фильм смотреть невозможно.

          А вот книги — другое дело. Тут выбор гораздо более широк.

  8. Я люблю читать историю древних народов. Современные исторические книги не интересны почему-то, а вот древняя история интересует.  Начала читать,  вечером продолжу, заинтересовало очень.

    • Ещё пару лет назад я столкнулся с тем, что много людей ищут эту книгу в электронном варианте, поскольку в бумажном не достать. И никто не мог найти, я тоже, хотя у меня и бумажный есть.

      А вот сейчас случайно нашёл, поэтому и решил создать такую страничку и выложить. Это на самом деле интересно.

  9. Александр, судя по приведенным фрагментам, слог у книги поэтический. Спасибо за рекомендацию, до конца года прочту обязательно. На книжную полку заглянул, воспользуюсь. А почему "Память" без второй части?

    • Константин, привет! Не понял, где ты углядел поэтический стиль? Отнюдь! Стиль там чисто летописный. Совсем не в стихах…

      По поводу второй книги "Память"… Я и не планировал её выкладывать, так-как она не из числе редких. Это о первой части, опубликованной только в роман-газете, мало кто знает. Но после твоего вопроса я подумал, подумал — да и выложил вторую книгу тоже. Теперь надо наверное коротенькую статью об этих книгах написать…

      • Бывати ли дню без ночи? Бывати ли жаре без холода? Бывати ли слову без сомнения? Бывати ли обладанию без пустоты в руце (обладателя)?

        и т.д… Ну это же чистая поэзия ) Да и предыдущие отрывки тоже. Мне кажется, что старославянский язык текуч и поэтичен. Ну или это мои личные особенности восприятия…

        • Если говорить о поэзии самого языка, как более широкого понятия, то да. А в смысле как жанра повествования — нет.

          Меня этот язык тоже завораживает. Когда читаю — пытаюсь вслушаться практически в каждое слово…

  10. edward podgornij

    Спасибо Александр. Книга как я понял, стоящая, как говорится…Надеюсь, прочту. Ссылку на скачивание пока правда не нашёл, ну…"Будем искать"…А История конечно, штука запутанная-перезапутанная, перевранная и перекрученная и …так далее. И даже можно догадываться,- почему. Вот вспоминается,неплохо о Ней сказал Фазиль Искандер в своём стихотворении =Россия пьющая= (если сам я сейчас ничего не путаю…)

    • Ссылки на скачивание там нет. Такая возможность предоставляется только для платного аккаунта сервиса, где я выкладываю эти книги. А платный аккаунт я там пока не тяну… Но если книга действительно заинтересовала, то могу Вам на почту скинуть ссылку на скачивание с моего Яндекс Диска…

      А История конечно, штука запутанная-перезапутанная, перевранная и перекрученная и …так далее.

      Да, согласен с Вами. Тем интереснее её изучать и докапываться до чего-то самому. Ведь если постараться, то во всякой лжи можно найти нестыковки, которые и являются отправными точками для углубленного изучения вопроса.

  11. ЭДВАРД ДОНБАСС

    Нашёл . Скачал, дело осалось за малым…. -прочесть …. И это при  современных технологиях — самое главное  А вообще мне кажется. будущее за аудиокнигой … одну из которых я попытался озвучить сам  …. (авторры Секлитова-Стрельникова )

    • А вообще мне кажется. будущее за аудиокнигой …

      Не уверен. Когда читаешь сам, то воспринимаешь так, как близко тебе по духу. А аудиокнига — это всё-же чужое восприятие. И акцент бы не там поставил, а вот тут фраза должна бы по иному звучать… Есть, конечно, очень талантливые чтецы, но всё-же собственного восприятия, которое звучит у тебя самого внутри, не заменить.

      Хотя при определённых обстоятельствах аудиокнига может здорово выручить. Тут согласен.

      • edward podgornij

        Da, с аудиокнигой конечно не так всё просто … Разумеется что разные люди её читают (начитывают) по разному. И хорошо если есть выбор. Но самое правильное,если такая возможность есть, это в исполнении автора. Это ещё лучше чем читать самому. Разумеется не всегда такой выбор имеется, и не везде. Но находил я некоторые прочтения авторов своих книг, — находил… Да и автору наверняка приятнее читать своё, а не чьё-то… И мы даже можем догадываться, почему.

        • Но находил я некоторые прочтения авторов своих книг, — находил…

          Ого! Это ли не признание! А где можно книги посмотреть, почитать, купить? 

          • edward podgornij

            Da — в спешке допустил я орфографическую ошибку. Следует читать "авторами — своих книг"… Как исправить не знал (сразу не проверил…) Надеялся,поймут и так. По общему смыслу комментария.

  12. Люблю читать такие книги, жаль сейчас на это нет времени.

  13. Полистала — клад бесценный, в ближайшее время вернусь обязательно, мне это очень интересно, спасибо огромное!

  14. Мне будет очень интересна книга. Хотя бы потому, что являюсь полешучкой, потомком дреговичей (по-белорусски это звучит как "дрыгавічы", от "дрыгва", зн., "трясина"). Да и историю постигать — удовольствие, тем более, если она касается белорусской земли, на которой живу. Так мало сохранилось таких свидетельств. Так что спасибо, Александр, по ссылке пройдусь обязательно.

     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности сайта и пользовательским соглашением